Все мы являемся потребителями товаров и услуг и вправе рассчитывать на их высокое качество. Это право предоставлено нам действующим законодательством и подлежит защите государством. Знать свои права и уметь ими пользоваться должен каждый, но очень часто мы не хотим впускать негатив в свою жизнь и тратить ее на конфликты и судебные разбирательства. Но, порой, бывает просто необходимо восстановить свои нарушенные права и не только материальные.
Вначале небольшой совет: если вы в быту пользуетесь разного рода услугами юридических и физических, так называемых частников, следуйте простейшему правилу – заключайте договор. Он может быть очень простым, состоящим из нескольких пунктов, включающих:
— предмет договора;
— стоимость работ (услуг);
— сроки выполнения работ (оказания услуг);
— адреса и реквизиты сторон (паспортные данные).
Таким образом, вы избежите очень многих проблем в случае, если товар или услуга окажутся ненадлежащего качества и вам придется защищать свои интересы в суде.
Помните, Закон о защите прав потребителей на вашей стороне и позволяет полностью восстановить ваши материальные и моральные права.
Но нельзя идти в суд сразу, как только оказалось, что товар или услуга ненадлежащего качества. Закон установил досудебный порядок урегулирования спора, т.е. предъявление претензии. Ее можно писать в произвольной форме, но от того, насколько грамотно изложены ваши требования, зависит, будет ли она удовлетворена или все же придется обратиться в суд.
И лишь в том случае, когда претензия не удовлетворена в установленный в ней срок, вы можете обратиться в суд.
Обращение в суд возможно по вашему месту жительства, по месту нахождения ответчика или по месту причинения вам вреда (статья 17 п. 2 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Такую возможность Закон предоставил для максимального вашего удобства как стороны, чьи права нарушены.
Пример нарушений, которые могут стать основанием для написания претензии и последующего обращения в суд:
- истек срок годности товара или он вам не подошел по размеру, но продавец отказывается заменить;
- качество товара не соответствует представленному образцу;
- вы купили бракованную технику, но продавец не хочет ее направлять на экспертизу и менять;
- вас не устроило качество или срок предоставленной услуги.
Случай из моей практики: М. обратилась с претензией к мебельному салону в связи с поставкой некачественного кожаного дивана, который не соответствовал выставленному в магазине образцу. Оттенок цвета дивана и структура кожи заметно отличались, на подушках дивана имелись заломы. Продавец отказался удовлетворить претензию, пояснив, что по условиям договора цвет дивана может отличаться на один тон, рисунок кожи не имеет значения, а заломы на коже пройдут в ходе эксплуатации. Суд с доводами продавца не согласился, а экспертиза подтвердила, что строчки на подушках дивана сборят. В итоге продавец не только возвратил покупателю стоимость дивана в размере 170 000 руб., но и заплатил штраф в размере 85 000 руб., и моральный ущерб в размере 10 000 руб.
Самые распространенные в моей практике дела:
— нарушение сроков договора подряда при поставке товаров или предоставлении услуг;
— отказ от выполнения законных требований потребителя работниками сферы услуг или торговли;
— возврат в магазин некачественных товаров;
— расторжение договора купли-продажи автомобиля при обнаружении в нем брака.
По всем делам взыскивается штраф в размере 50% от суммы неудовлетворенных по претензии требований и моральный ущерб. Ст. 1099 Гражданского кодекса РФ и ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) его прав, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Подготовить исковое заявление в суд и представлять интересы в суде можно самостоятельно, хотя по данной категории дел довольно много нюансов. Как правило, на стороне ответчика выступают квалифицированные юристы, и если вы не уверены в своих силах, рекомендую так же воспользоваться услугами юриста по защите прав потребителей. Консультация юриста – надежная гарантия правильности ваших действий. Лучше не делать ошибок сразу, чем потом стараться их исправить, ведь это не всегда удается.